17-летний Влад Колесников был отчислен из подольского техникума после того, как пришел на занятия в футболке с украинским флагом и надписью "Вернуть Крым!". Дед, бывший сотрудник КГБ и страстный поклонник Путина, выгнал его из дома из-за политических разногласий. Теперь Владом заинтересовались спецслужбы: полицейские приходили и спрашивали, откуда он взял ту самую футболку.
Влад говорит, что у него всего два единомышленника в Подольске, зато в интернете появились тысячи друзей из разных стран, которые пишут, предлагают помощь и рассказывают на своих страницах о его протесте. После того как Влад Колесников дал интервью Радио Свобода и другим СМИ, в фейсбуке у него стало более 5000 френдов и подписчиков. Наверняка их становилось бы больше, но вечером 11 июня аккаунт Влада закрыли. Те, кто переписывался с ним в чате "Фейсбука", потеряли все его реплики, вместо них появилась фраза: "Это сообщение больше не доступно, т.к. оно было определено как оскорбительное или отмечено как спам".
Нет сомнений, что Влад Колесников стал еще одной жертвой команды прокремлевских троллей, которые посылают тысячи фальшивых жалоб на российских и украинских пользователей "Фейсбука", пишущих о политике. Как ни странно, их требования охотно удовлетворяет администрация социальной сети. "Можно говорить о том, что Фейсбук превратился в эффективное орудие Кремля", – констатируют авторы обращения.
Тролли внимательно следят за своими врагами и выискивают малейший повод для того, чтобы направить жалобу. Одной из самых громких стала блокировка в конце мая аккаунта топ-блогера Рустема Адагамова. Поводом стала публикация фотографий елочных игрушек из норвежского музея Второй мировой войны в Свольвере. Вот как Адагамов прокомментировал ситуацию для Радио Свобода:
"Меня не удивляет, когда в Воронеже заводят дело и штрафуют журналистку, которая разместила на своей странице "ВКонтакте" фотографию своего двора во время немецкой оккупации – там на мутной черно-белой фотографии виден флаг со свастикой. Степень безумия российских правоохранителей давно уже перешла все разумные пределы, и остается только наблюдать за их действиями, ничему не удивляясь. Но когда социальная сеть, созданная американцами, так гордящимися своей свободой слова, банит пользователя за фотографии новогодних елочных игрушек времен Второй мировой войны только потому, что на некоторых из них изображена свастика, – вот это удивляет безмерно. Игрушки эти – интересные артефакты минувшего, которые хранятся в частном норвежском музее. Они просто рассказывают о том времени, они парадоксальны в этом своем странном сочетании несочетаемого – страшный символ нацизма или портреты Гитлера с Гиммлером на безобидных елочных шарах. Именно поэтому я хотел показать их своим читателям. Тем более что ни в каких "нормах сообщества" "Фейсбука" ни слова не говорится о том, что этого делать нельзя. Я хорошо понимаю, откуда берутся эти сотни жалоб на мой аккаунт в "Фейсбуке". Я все время получаю уведомления о таких жалобах, самых абсурдных, на авось, "может получится". Определенные структуры, которые получают финансирование на борьбу с инакомыслием в Рунете, ищут способы воздействия на неугодных. И "Фейсбук" им в этом немало потворствует, занимая максимально отстраненную позицию в политике администрирования пользователей. Пришло такого-то сто-двести жалоб – пожалуйте в бан. Никто не разбирается по существу дела, все происходит автоматически. Что расстраивает, конечно, потому что "Фейсбук" таким образом показывает свое истинное отношение к пользователям самой крупной в мире социальной сети. К сожалению, альтернативы у нас нет".
Когда Рустем Адагамов открыл новую страницу, она была немедленно заблокирована снова. И он далеко не единственная жертва троллей. Авторы обращения к руководству социальной сети отмечают:
"Пользователи неоднократно писали администрации "Фейсбука", что блокировки осуществляются без должного разбирательства и по совершенно надуманным поводам. К сожалению, это ни к чему не приводит. В своем недавнем ответе украинцам Цукерберг признал лишь отдельные ошибки и пообещал их исправить, но проблема только усугубляется. Не прошло и недели после ответа Цукерберга, как "Фейсбук" очередной раз заблокировал аккаунты украинского художника и общественного деятеля Александра Ройтбурда – за слова о том, что древние евреи не произошли из местечка Жыдачив, украинского журналиста Андрея Капустина – за якобы “обнаженные” фотографии, на которых на самом деле были полностью одетые манекены, украинского политического деятеля Борислава Березы, российского журналиста и гей-активиста Антона Красовского, российского финансиста и блогера Славы Рабиновича, украинского волонтера Леонида Краснопольского, российского певца Алексея Лебединского. До этого, только за последние недели, были блокированы аккаунты таких известных в России и на Украине людей, как украинские журналисты Вахтанг Кипиани и Юрий Бутусов, российский гражданский активист Сергей Пархоменко, украинский поэт Андрий Бондарь, российский блогер Антон Носик, и десятков, если не сотен других – мы просим прощения у тех, кого здесь не назвали, но иначе список получился бы слишком длинным".
Вот лишь один из красноречивых примеров: фотографию демонстрации в поддержку Украины блокируют как будто из-за того, что на ней изображено нечто непристойное.
Точно такой же казус произошел с аккаунтом журналиста Александра Капустина. Он запостил селфи с Михаилом Саакашвили и подписью "Посмотрим, забанят ли меня за эту картинку". Вскоре его аккаунт был заблокирован с объяснением, что этот снимок является порнографией,
Дошло до того, что в "Фейсбуке" появилась открытая группа "Тролли из Ольгино", хвастающаяся своими ежедневными победами в войне с "инфицированными майданизмом юзерами ФБ".
Администрация "Фейсбука" ответила авторам петиции. Признав некоторые ошибки и перегибы, она все же настаивает на том, что никакого злого умысла нет, а масштаб проблемы не так велик. Инициатор петиции, журналист и блогер Остап Кармоди сказал Радио Свобода, что этот ответ его не удовлетворяет.
– Остап, кто из известных блогеров, пишущих на политические темы, был забанен в "Фейсбуке" за последнее время?
– Если речь о российских, то Бабченко, Адагамов, Слава Рабинович, чуть раньше – Антон Носик и Сергей Пархоменко. Если об украинских, то Бутусов, Капустин, Ройтбурд, Береза, Березовец, Стокоз – легче, короче говоря, перечислить, кто не был.
– Когда эта волна блокировок началась?
– Можно сказать, что массовые блокировки в русском и украинских сегментах "Фейсбука" начались осенью 2014-го. Но в апреле-мае 2015-го их количество резко возросло.
– Во всех ли случаях аккаунты в конечном счете были восстановлены?
– Адагамов, Рабинович и многие другие до сих пор заблокированы. Некоторых украинцев снова блокируют через несколько часов после того, как заканчивается их предыдущий бан. Если для этого нет материалов в их новых постах, тролли ищут поводы для блокировки в постах за прошлый, позапрошлый и даже позапозапрошлый годы.
– Можно ли с уверенностью говорить, что все забаненные стали жертвами кремлевских троллей?
– Со стопроцентной уверенностью можно сказать, только когда мы увидим какие-то документы или услышим несколько подтвержденных фактами признаний – таких, как делали сотрудники с улицы Савушкина, занимавшиеся комментариями. Но во-первых, то, насколько массово подаются жалобы, и то, что они подаются именно на тех, кто говорит неприятные Кремлю вещи, заставляет предположить, что за этим стоят примерно те же люди, что и за уже полностью разоблаченными комментариями. А во-вторых, в "Фейсбуке" есть группа "Боты из Ольгино", которая совершенно не скрывает того, что она занимается блокировкой украинских блогеров, и даже с гордостью отчитывается об успехах.
– Почему администрация "Фейсбука" так податлива и замораживает аккаунты, хотя ясно, что речь идет об очень известных и популярных людях с тысячами френдов? Подозреваете ли вы, что и там кто-то работает на Кремль?
– Предположения можно делать разные. Некоторые думают, что они набрали в русскоязычную модерационную команду кремлевских симпатизантов. Другие – что блокировка производятся автоматически, если приходит определенное количество жалоб. Еще одна версия – лично мне она кажется наиболее вероятной – в модерационной команде недостаточно людей, понимающих по-русски и украински, и она просто не справляется с огромным потоком жалоб. Но нам не важно почему. Нам важно, чтобы это прекратилось, какие бы там ни были причины. А почему это происходит и как это прекратить – пусть разбирается "Фейсбук". Хотя мы, конечно, с радостью ему поможем, если у него будет такое желание.
– Удовлетворены ли вы реакцией администрации "Фейсбука" на обращение? Что дальше собираетесь делать?
– Мы удовлетворены тем, что "Фейсбук" счел необходимым ответить. Содержанием ответа мы, увы, не удовлетворены. По сути это отписка. Но мы и не ожидали, что достигнем цели так быстро. Это марафон, а не стометровка, для того чтобы сдвинуть такую махину, как "Фейсбук", могут потребоваться месяцы. Приблизительный план действий на ближайшие дни и недели у нас уже есть, но раскрывать я его пока не буду, чтобы, как в кино, не портить зрителям удовольствие. Ожидайте новых серий. И присоединяйтесь к петиции, участвовать бывает интереснее, чем наблюдать со стороны, – советует Остап Кармоди.
Новое обращение к администрации "Фейсбука" было подготовлено 12 июня. В нем говорится о том, что у некоторых из забаненных блогеров десятки тысяч подписчиков, что сравнимо с тиражом периодического издания. Закрыть такой аккаунт – все равно что уничтожить газету. Но проблема не только в этом. "Десятки тысяч российских и украинских блогеров больше не чувствуют себя в безопасности в "Фейсбуке". Они знают, что являются потенциальными мишенями для троллей и их аккаунты могут быть заблокированы в любой момент".
В виртуальной войне пока побеждает кремлевская команда, на стороне которой – по недомыслию или сознательно – играет администрация "Фейсбука".